Как убеждать: мифы и стереотипы сознания

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Как убеждать: мифы и стереотипы сознания». Кроме того, ниже Вы можете задать свой вопрос и получить бесплатную онлайн консультацию юриста.

Ученые из Бостонского Университета и Компьютерных Неврологических Лабораторий «ATR» в японском Киото утверждают, что механизм «загрузки знаний» в человеческий мозг может быть создан уже в ближайшее время.

Глава 6 Стереотипы 1Каждый из нас живет и работает на небольшом участке нашей планеты, вращается в узком кругу знакомых и из этого узкого круга знакомых лишь немногих знает достаточно близко. Люди не осознают, в чем не дают себе отчета. Наиболее значимые из них, с точки зрения массового влияния – это установки и стереотипы.

Также нашу рассылку вы можете получать через

Возможности управления массовым сознанием и поведением связаны с действием целого ряда элементов, лежащих в сфере бессознательного.

Нас интересуют, прежде всего, стереотипы мировоззренческие и идеологические, с которыми чаще всего приходится иметь дело на практике. Рассмотрим здесь три основных вида мировоззренческих стереотипов: мифы, догмы и утопии.

По структуре, массовое сознание включает основной (первичный), эмоционально-действующий, и вторичный, рациональный уровни. В основе массового сознания обычно лежит яркое эмоциональное переживание некой социальной проблемы, вызывающей всеобщую озабоченность.
К примеру, совместное существование мужчин и женщин не элиминирует гендерные стереотипы. Согласно же «контактной гипотезе», стереотипы разрушаются при получения информации от другой группы, от позитивного межперсональнoго контакта. Далее, любая группа (этническая, расовая, гендерная) конструирует Другого сходным образом; следовательно, дело не в реальных качествах объекта стереотипизации (которые различны), а в общих закономерностях конструирования Своих и Чужих. Наконец, свойства, приписываемые Своим и Чужим, асимметричны и неравноценны.

Ключом к созданию соответствующего метода может стать использование функциональных аппаратов для магнитно-резонансной томографии, позволяющей активизировать необходимые участки головного мозга.
На чем они основаны? Что из них можно изменить, не затронув иного, а что неизбежно потребует атаки на ряд сопряженных (связанных объективной логикой или личным убеждением) идей, знаний, ценностей?

Жизненные стереотипы Жизненные стереотипы представляют собой цепь привычек, связанных с ними форм поведения и вытекающих из них черт характера.
Массовое сознание — один из видов общественного сознания, наиболее реальная форма его практического существования и воплощения. Это особый, специфический вид общественного сознания, свойственный значительным неструктурированным множествам людей («массам»). Массовое сознание определяется как совпадение в какой-то момент основных и наиболее значимых компонентов сознания большого числа весьма разнообразных «классических» групп общества (больших и малых), однако оно несводимо к ним. Это новое качество, возникающее из совпадений отдельных фрагментов в психологии деструктурированных по каким-то причинам «классических» групп. В силу недостаточной специфичности источников своего появления и неопределенности самого своего носителя массовое сознание в основном носит обыденный характер.

Стереотипы и геномика культуры «Что ж, надеюсь, ты шагнешь за рамки привычных стереотипов», — обычно говорили мне, когда я сообщала, что собираюсь написать книгу о самобытности английской культуры.

Действенным проявлением массового сознания является массовое поведение, однако не всякое, а в основном стихийное неорганизованное, но одинаковое и относительно необычное внегрупповое поведение больших масс людей, ситуативное и временное, связанное с особыми обстоятельствами.

Формулируя основные положения данного подхода, прежде всего отметим, что понимание идентичности как отношения между Своими и Чужими формируется лишь в социальном взаимодействии. Одним из средств конструирования символических границ между Своими и Чужими и выступает стереотипизация. Инаковость есть знак «не-принадлежности», наиболее важная функция стереотипа – четко определить, где проходит изгородь и кто находится по ту сторону той изгороди.

Знания, мнения, убеждения, верования, симпатии и антипатии. На чем они основаны? Что из них можно изменить, не затронув ничего иного, а что неизбежно потребует атаки на ряд сопряженных (связанных объективной логикой или личным убеждением) идей, знаний, ценностей?

Как утверждают ученые, после создания такой технологии современный человек сможет включить нужную программу и отправляться ко сну, а утром проснуться с необходимыми навыками. В этом случае реакция человека на ситуацию обусловлена не столько ею самой, сколько внутренней предрасположенностью реагировать определенным образом.

Большинство установок приобретаются человеком в готовом виде из социального опыта и культуры. Массовое сознание крайне редко стремится выработать отношение к социальным и политическим явлениям и процессам. Большинство установок приобретаются человеком в готовом виде из социального опыта и культуры. Массовое сознание крайне редко стремится выработать отношение к социальным и политическим явлениям и процессам. Оно предпочитает получать его в готовом виде из СМИ. Особенно прочное положение в массовом сознании занимают расовые, этнические и конфессиональные установки.

Keep up to date with Becmology on

В этом смысле стереотип напоминает привычку поведения, в который человек не включает навыки восприятия, анализа и принятия решения, действуя механически. Стереотип очень часто далек от собственного опыта. Последние достижения науки и техники могут быть использованы для того, чтобы получать навыки владения боевыми искусствами, управления самолетом или освоения еще одного иностранного языка, не выходя из дома.

Попытаемся реконструировать логику рассматриваемого подхода. Да, говорят его представители, очевидно, одним из оснований стереотипизации являются когнитивные факторы: недостаток информации о конкретном объекте стереотипизации, а также неизбежность упрощения картины мира в условиях ограниченности возможностей (как отдельных индивидов, так и человечества в целом) познать реальность во всем ее многообразии и сложности. Однако исчерпывающим такое объяснение мешают признать ряд причин. Во-первых, нельзя не заметить, что даже в условиях возрастания общения между стереотипизирующей и стереотипизируемой группами стереотипы не исчезают; необходимая же для корректировки образа Другого информация просто не воспринимается.
Стереотипы замужества Нашим поведением управляют стереотипы. С одной стороны, они освобождают человеческий мозг от рутинной, механической работы, заставляя его действовать по каким-то определенным шаблонам.

Это и позволяет исследователям дополнить когнитивный подход позицией, которую мы разделяем и которую считаем эвристичной, а именно: стереотипизация есть процесс установления властных отношений. Дискурс о власти неотделим от стереотипизации Другого, и эта инаковизация функционирует как «способ дать оценку и зафиксировать в определенной позиции другой народ или другую культуру с особенной и привилегированной перспективы». Целесообразно рассматривать подобные дискурсивные стратегии как вид «символического насилия», которое предполагает борьбу за репрезентации Своих и Чужих и манипуляцию ими в социальном пространстве и целью которого является символическая власть и символический капитал. Основные характеристики массового сознания: эмоциональность, заразительность, мозаичность, подвижность и изменчивость. Массовое сознание всегда конкретно. Как правило, оно неоднородно, аморфно, противоречиво, лабильно и размыто.

Из-за того, что установка выполняет роль барьера, она обладает особой устойчивостью, делая бесполезными попытки переубедить человека, принимающего решение на основе установки.
Большинство установок приобретаются человеком в готовом виде из социального опыта и культуры. Массовое сознание крайне редко стремится выработать отношение к социальным и политическим явлениям и процессам. Оно предпочитает получать его в готовом виде из СМИ. Особенно прочное положение в массовом сознании занимают расовые, этнические и конфессиональные установки. В управлении массовым сознанием и поведением следует использовать уже имеющиеся установки, формировать на их основе новые и не тратить усилия на попытки разрушить закрепившиеся в массовом сознании установки в течение длительного времени.

Так, часть американцев продолжает считать оккупацию Ирака американскими войсками «освободительной миссией» – это установка. Термин «установка», соответствующий английскому понятию «attitude», или в русском варианте «аттитюд», в российскую психологическую науку ввел известный представитель грузинской (советской) психологической школы Д. Н. Узнадзе. По его мнению, установка — это предшествующая любым психическим или поведенческим актам человека готовность совершать их адекватно данной ситуации. Он утверждал, что реакция человека на ситуацию (оценочная или поведенческая) обусловлена не только самой ситуацией, но и его внутренней, неосознаваемой им самим предрасположенностью реагировать определенным образом. Благодаря установке человеку не нужно каждый раз заново определять, в чем состоят его потребности в данный конкретный момент, и выбирать лучшие способы их удовлетворения.

Какие из известных вам воззрений вашего собеседника — ваши союзники, а какие — противники? Стоит ли непременно опровергать противостоящую вам сопряженную или даже основную идею либо ее можно привлечь на вашу сторону, повернув новой, неожиданной для ее носителя гранью?
В плане истории исследования стереотипов должны быть отмечены работы Э. Саида (E.Said), в которых была поставлена проблема роли расовых стереотипов (точнее, стереотипных образов «Востока» и «Запада») в организации современного мирового порядка, и Х.Баба (H.Bhabha), в которых выявляется функция стереотипа как первичного орудия подчинения (Subjectivation) в колониальном дискурсе.

Лекция 1. Миф как форма общественного сознания

Стереотипы Одним из главных «материалов», с которым орудует манипулятор, являются социальные стереотипы. Метафоры – это готовые штампы мышления, но штампы эстетически привлекательные.

Знания, мнения, убеждения, верования, симпатии и антипатии. На чем они основаны? Что из них можно изменить, не затронув иного, а что неизбежно потребует атаки на ряд сопряженных (связанных объективной логикой или личным убеждением) идей, знаний, ценностей? Какие из известных вам воззрений вашего собеседника — ваши союзники, а какие — противники?

Массовое сознание возникает не просто в сил сходства условий, в которых живут и действуют многочисленные «массовые индивиды», не в силу одной лишь «одинаковости» их индивидуального опыта. Оно возникает в силу того, что люди всегда, тем или иным образом, непосредственно или опосредованно, даже в отсутствии непосредственно совместной деятельности, все-таки взаимодействуют друг с другом в пространстве и времени. В ходе такого взаимодействия они совместно вырабатывают общие представления, чувства, мнения, фантазии и т.д.- компоненты общего для них массового сознания.
Это и есть зажатость сознания клеток и их закрытость от Света и пространства, наполненного энергией, Сознанием и Блаженством. Если же человек продолжает концентрироваться на чувстве голода и на своём желудке, то он лишь усиливает это мрачное настроение и не дает клеткам открыться космическому пространству. Если продолжать голодать, то клетки очищаются, а желудок отключается, поэтому, в конце концов, приходит легкость и облегчение. Но стереотип питания пищей и невозможности жить без еды остается. Поэтому дальнейшее физическое истощение приводит к слабости и усилению осознания, что это конец.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *