Уведомление о контролируемых сделках: полномочия территориальных налоговиков

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Уведомление о контролируемых сделках: полномочия территориальных налоговиков». Кроме того, ниже Вы можете задать свой вопрос и получить бесплатную онлайн консультацию юриста.

Сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства, либо местом постоянного представительства которого являются государство или территория, включенные в Перечень государств и территорий, утв. Приказом Минфина РФ от 13.11.2007 № 108н.

Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов и обеспечить его применение.
Контролируемые сделки — это определенные сделки между взаимозависимыми лицами и сделки, приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами.

Таблица. Критерии контролируемых сделок 2017

Сейчас по таким сделкам должен отчитаться каждый участник (например, покупатель, принципал и агент). По уточненным правилам агенты или комиссионеры заполнять уведомление по сделкам, заключенным в счет исполнения посреднического договора, не должны. Речь идет о сделках, совершенных посредником от своего имени, но по поручению и за счет принципала (комитента). Уведомление нужно будет заполнить только принципалу и другой стороне сделки. При этом они обязаны привести сведения о посреднике.

Вместе с тем налоговое законодательство предоставляет налогоплательщику шанс самостоятельно совершить работу над ошибками.

Как видим, взаимозависимость сторон сделки — это не приговор. Сделки между взаимозависимыми лицами, не отвечающие определенным критериям, не признаются контролируемыми при условии, что они также не относятся к какой-либо из трех категорий приравниваемых сделок (правая часть схемы). Попробуем для ответа на данный вопрос обратиться к разъяснениям официальных государственных органов РФ. В обнаруженных нами письмах Минфина (Письмо Минфина России от 01.11.2013 N 03-01-18/46748, Письмо Минфина России от 30.08.2013 N 03-01-18/35774) разъяснялся поставленный вопрос применительно к сделкам между взаимозависимыми лицами, местом регистрации одной из которых являлся офшор, но, в то же время, состоящей на учете в налоговых органах РФ.

В письме Минфина РФ от 18.05.2012 № 03-01-18/4-64 разъяснено, что для определения суммы доходов по сделкам за календарный год с целью признания сделок контролируемыми на основании соответствующего суммового критерия следует суммировать доходы за календарный год по сделкам с каждым лицом, являющимся контрагентом по таким сделкам. В январе 2016 года Арбитражный суд Московского округа (МО) рассмотрел спор, имеющий важное значение для формирования практики применения ст. 129.4 НК РФ, которая введена сравнительно недавно, а потому вызывает немало вопросов. Напомним, данная статья предусматривает ответственность в виде штрафа (5 000 руб.) за два вида деяний: непредставление в установленный срок уведомления о контролируемых сделках и представление уведомления, содержащего недостоверные сведения.

Код условия поставки 2.9. Код единицы измерения 2.10.
Чтобы сделка заинтересовала налоговые органы, она должна быть совершена между взаимозависимыми лицами, но этого мало, она должна относиться к контролируемым. Критерии отнесения сделок к контролируемым раскрываются в ст. 105.14 НК РФ. Мы свели их в рис. 4.1.

Порядок уведомления о контролируемых сделках

Признать утратившим силу приказ ФНС России от 27 июля 2012 г. № ММВ-7-13/524@ «Об утверждении формы уведомления о контролируемых сделках, порядка ее заполнения, а также формата представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме и порядка представления налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках в электронной форме» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 августа 2012 г., регистрационный номер 25323).

Исключение из этого правила составляют сделки, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом обложения НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах. Порядок создания консолидированной группы налогоплательщиков урегулирован нормами главы 3.1 НК РФ.

Обращаем Ваше, что в соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги.

Налогоплательщики, совершающие в календарном году контролируемые сделки, обязаны уведомить об этом налоговый орган. Сведения о контролируемых сделках указываются налогоплательщиком в специальном уведомлении. Оно подается в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика (по месту жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). Крупнейшие налогоплательщики подают уведомление в налоговый орган по месту учета в качестве таковых.

Налогоплательщик по требованию налогового органа обязан представить документацию относительно конкретной однородной сделки (группы однородных сделок) в порядке, установленном п. 1 ст. 105.15 НК РФ.
Действующее налоговое законодательство РФ представляет контролируемую сделку как особую форму сделок, в которой основным предметом контроля является ее непосредственная стоимость. Данная форма сделок преследует главную цель – обеспечение максимального контроля процедур исчисления и уплаты налогов при возникновении правовых отношений между взаимозависимыми лицами.

В разделе 1А дополнены коды оснований, по которым сделки относятся к контролируемым. Новые коды затронут незначительное число налогоплательщиков. Их предстоит использовать, например, тем, кто заключил контролируемую сделку с участником региональных инвестиционных проектов или организацией, применяющей инвестиционный вычет по налогу на прибыль.Ведомство направило приказ с уточненной формой уведомления на регистрацию в Минюст. Если документ пройдет регистрацию удачно, то по новой форме нужно будет впервые отчитаться в 2019 году.

Уведомление происходит по месту регистрации налогоплательщика. Установленные налоговые нормы предполагают, что форма, содержащая данные сведения, обязательно должна быть письменной.
Одна из сторон сделки является налогоплательщиком НДПИ, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое.

Хотя строго по закону под категорию налогоплательщиков конкретных налогов подпадают, в том числе, широкий перечень иностранных граждан – резидентов РФ для целей обложения НДФЛ (ст. 207 НК РФ) или иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ для налога на прибыль (ст. 246 НК РФ). В целом можно сказать, что в той или иной степени иностранные лица являются налогоплательщиками всех налогов, установленных НК РФ.

Установить, что по форме, форматам и в порядке, которые утверждены настоящим приказом, уведомление о контролируемых сделках представляется в отношении сделок, совершенных в календарном году, обязанность уведомления о которых наступила после вступления в силу настоящего приказа.

Уведомление о контролируемых сделках за 2017 год

В соответствии со ст. 19 Кодекса налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги.
И последнее. При проверке сделок между взаимозависимыми лицами налоговые органы проверят только полноту исчисления и уплаты налога на прибыль, НДФЛ индивидуальными предпринимателями и лицами, занимающимися частной практикой, НДПИ (в случае, если одна из сторон сделки является плательщиком указанного налога и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для налогоплательщика объектом обложения НДПИ, при добыче которых налогообложение производится по ставке, установленной в процентах) и НДС (в случае, если одной из сторон сделки является организация (индивидуальный предприниматель), не являющаяся (не являющийся) плательщиком НДС или освобожденная (освобожденный) от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС).

Основной обязанностью налогоплательщиков, безусловно, можно назвать своевременное уведомление налогового органа о ранее совершенных контролируемых сделках.
В документе множество технических и незначительных изменений. Например, по-другому пронумерованы поля, появились новые штрихкоды, с титульного листа удалено поле для кода вида экономической деятельности. Но есть и существенные новшества. Рассмотрим их по порядку.

Во время непосредственного проведения и участия в контролируемых сделках, у физических лиц, выступающих в роли налогоплательщиков, появляются определенные права и обязанности.

Часть сведений из раздела 1Б по некоторым внутрироссийским контролируемым сделкам можно будет не заполнять (например, информацию о месте погрузки товара, месте совершения сделки, цене предмета сделки).

Такой же штраф ожидает налогоплательщика, если он своевременно подаст уведомление, но отразит в нем неполные или недостоверные сведения о контролируемых сделках. В соответствии со ст. 105.16 НК РФ налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках. При этом традиционно на практике под налогоплательщиками принято понимать российских юридических и физических лиц, у которых возникает обязанность уплачивать те или иные налоги.

Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего работу по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, и правильностью исчисления налогов и сборов по итогам проведения налоговых проверок.

Контролируемые сделки можно условно разделить на две группы: сделки между взаимозависимыми лицами и сделки, приравненные к ним (ст. 105.14 НК РФ). В некоторых случаях сделки, соответствующие критериям, на основании которых они признаются контролируемыми, не будут относиться к таковым.

Как видим, сделки между упрощенцами их интересовать не будут (при отсутствии оснований для отнесения сделки к правой части схемы).

Все люди, занимающиеся предпринимательской деятельностью, сталкиваются с необходимостью поиска «лазеек» для того, чтобы снизить налоговые суммы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *